сщмч. прот. Александр Туберовский
День памяти:
10(23) Декабря
Священномученик Александр Туберовский: «Воскресение Христово видевше»
Анастасия Коскелло | 23 декабря 2012 г.
Мученики Маккавеевские
Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников — столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский…
Отец Александра Туберовского, иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом Рязанскую Духовную Семинарию (1902).
В ходе обучения он обнаружил способности к богословским наукам. Был вольнослушателем, потом профессорским стипендиатом в Московской Духовной Академии. Потом стал преподавать. Четыре года (1907–11) преподавал богословские дисциплины в Калужской Духовной Семинарии, а в 1911-и был переведен в МДА, где стал доцентом по кафедре догматического богословия.
Опыт идеологии догмата
11 октября 1917 года в стенах МДА состоялась защита диссертации Александра Михайловича «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Значение диссертации по-разному оценивается богословами, однако роль ее в истории русской церковной науки трудно переоценить. Фактически это была первая работа, написанная богословом новейшего времени, посвященная главному догмату Православной Церкви.
Согласно Туберовскому, Воскресение Христово — это принципиально новое, аналогичное творению и Боговоплощению откровение Бога, «смысл которого — во всецелом духовно-телесном обожении». В результате Воскресения, писал Туберовский, «последний враг — смерть будет упразднен, Бог будет все во всем (1 Кор 15, 28), то есть наполнит Собой все сущее не статически, так как Он пребывает во всем и без того, а динамически — силой, или, по смыслу нового Откровения — славой»…
В тексте диссертации Туберовский подверг критическому разбору толкование пасхальной тайны, предложенное Владимиром Соловьевым и Виктором Несмеловым. Первый считал, что победа Христа над смертью была результатом Его совершенной, безгрешной человечности, второй рассматривал Воскресение как сотериологический факт, который указал человеку на возможность вечной жизни. В отличие от них Туберовский указал на мистический смысл пасхального благовестия Нового Завета. В победе Христа над смертью, по его словам, была явлена не человеческая, а Божественная сила, и Воскресение есть тайна веры, дарующая человеку единение с Богом через Воскресшего…
Флоренский против Тареева
Предзащита состоялась 1 сентября 1915 года и вызвала, возможно, самый острый диспутза всю историю МДА. Несмотря на благоприятное мнение Совета Московской духовной академии, защита была отложена из-за протеста ректора академии, очень консервативного епископа Феодора (Поздеевского). Труд был возвращен автору для доработки. Фактически защита стала возможной лишь после Февральской революции, когда владыка Феодор уволился с поста ректора…
Защита была назначена на 10 октября 1917 года, в дни, когда вся страна была уже захвачена революционной смутой. Вопреки установленному регламенту, прения продолжились и на следующий день. В обсуждении сочинения Туберовского принимали участие все ведущие богословы России того времени, включая профессора Митрофана Димитриевича Муретова и священномученика Павла Флоренского.
Отзыв отца Павла был заслушан в первый день защиты. Флоренский отметил множество существенных недостатков в диссертации, ставящих ее «ниже среднего уровня». Основной критический тезис отца Павла заключался в том, что автор «не там ищет решения поставленной задачи».
«Упоминая множество раз о необходимости „динамического“ мышления, Туберовский хочет представить не систему общеобязательных норм догматической мысли, а некоторый внутренний путь, — говорил отец Павел, — Сочинение его, по самому замыслу, становится своего рода исповедью и, следовательно, уже по заданиям своим есть и должно быть некоторою духовною автобиографией, а никак не научным толкованием православного учения о Воскресении Христовом».
Впрочем, отец Павел выделял и положительные стороны сочинения. Он указывал на постановку вопросов веры по существу и на то, что автор не прячется от ответа за историческими сообщениями; но смелость выбора задачи была, по словам Флоренского, непосильной, быть может, и не для одного Туберовского…
Профессор Муретов, составивший второй отзыв на диссертацию, в то время считался «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой». Известно, что он находился в довольно сложных личных отношениях с Флоренским (к личному отношению, очевидно, примешивалось еще и то, что Тареев сменил Флоренского на посту главного редактора «Богословского вестника»).
Выступая в роли рецензента, Тареев отметил ряд ошибочных положений в диссертации Туберовского, что само по себе вызвало удивление, так как очень многие в Академии считали их единомышленниками. Однако далее разговор перетек в другую плоскость: Тареев занялся критикой самого Флоренского и его книги «Столп и утверждение Истины».
По воспоминаниям Сергея Волкова, учившегося в то время в Академии, «Тареев, несмотря на свои познания, был до грубости несдержан, особенно когда ударялся в полемику. После 1905 года его обвинили в „неправославии“ и долгое время казалось, что дни Тареева в Академии сочтены. Однако изгнать из стен Академии блестящего ученого-богослова академическое начальство не решилось.
Перестав быть гонимым, а кроме того, получив возможность бесконтрольно высказывать в печати свое раздражение, Тареев сам поспешил обрушиться с несравненно более грубыми и резкими обвинениями на тех, кого полагал виновниками своих прошлых бед: на епископа Феодора (Поздеевского) и на Флоренского, в котором на протяжении ряда лет видел более счастливого и прославленного соперника».
В результате полемики Тареева с Флоренским диспут был сорван. Группа профессоров-сторонников отца Павла Флоренского и сам отец Павел покинули зал Академии. Ректор последовал их примеру. Остальным профессорам ничего не оставалось, как выйти вслед за ними. Последним медленно вышел Тареев.
«И тут раздались шумные аплодисменты. И тогда, и теперь я не знаю, кому аплодировало студенчество — Тарееву или Флоренскому? Сколько я ни расспрашивал об этом других аплодировавших, никто мне толком не мог ничего сказать»,- вспоминает С. Волков.
Потом в профессорской комнате Тарееву было предложено извиниться перед Флоренским. Там, в профессорской, кое‑как закончился коллоквиум, присудивший уже расстроенному Туберовскому звание магистра…
Сельский просветитель
Вскоре Александр Михайлович был назначен на должность доцента, а через месяц ему присвоили звание экстраординарного профессора и наградили премией митрополита Макария. Однако уже в 1919 году академической карьере Александра Туберовского пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана.
Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. Он приезжает в родное Маккавеево и берет в жены купеческую дочь, Татьяну Дмитриевну Третьякову, выпускницу университета. В начале 20‑х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.
Известно, что отец Александр Туберовский снискал любовь и уважение односельчан не только как пастырь, но и как всесторонне образованный человек. В Маккавеево у него было образцовое хозяйство. На своем огороде отец Александр применял новейшие достижения агрономии. Он даже переписывался с И. В. Мичуриным, получал от него новые сорта фруктов, а потом делился своими знаниями с крестьянами.
Лицом ко рву
26 сентября 1937 года отец Александр был арестован и отправлен в Рязань, где и находился вплоть до декабря.
Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»…
По распоряжению тройки УНКВД по Рязанской области А. М. Туберовскийи другие арестованные с ним люди были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 23 декабря того же года отец Александр вместе с группой других заключенных принял мученическую кончину.
Расстрел был произведен в пределах Рязанской области, точное место казни неизвестно. По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Александр Туберовский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
www.pravmir.ru
Просмотров: 2257